Бурлеск – один из самых модных жанров нашего времени. Он постепенно
проникает в кино, шоу-бизнес, модную индустрию, в клубную жизнь, на
театральные подмостки. И даже в восточный танец и трайбл. Удивительно,
не правда ли? Ведь между бурлеском и восточным танцем пролегает чёткая
граница, можно сказать, стена. Бурлеск построен на стриптизе, а в
восточном танце существует незыблемое правило: никакого стриптиза. Каким
же образом одно может смешиваться с другим?
История взаимоотношений между бурлеском и восточным танцем начинается
в 19-м веке. Представьте себе западные страны конца 19-го столетия:
пуританские нравы, дамы туго затянуты в корсеты и носят юбки до пят.
Даже ножки роялей в приличных домах драпируются, дабы не казаться
обнажёнными.
А в это время полным ходом идёт колонизация восточных стран. На Запад
везут специи, ткани, пайетки, слонов, павлинов и… мифы о Востоке.
Например, о женщинах, которые носят одежды из лёгких тканей и танцуют с
оголёнными животами, сексуально виляя бёдрами. Запад не вдумывается в
истинный смысл танца живота. Западу он просто кажется очень эротичным.
Образ падишаха, окружённого гаремом полуголых танцовщиц, становится
излюбленной сексуальной фантазией в благопристойном западном мире.
Артистки бурлеска подхватывают эту идею. Восточная тематика, дающая
простор эротическим фантазиям для шоу, прочно закрепляется в бурлеске.
Из восточного костюма заимствуются крылья, бисер, многочисленные
звенящие браслеты, бахрома по линии бёдер и на лифе, длинные
полупрозрачные юбки с разрезами по бокам. В репертуаре многих звёзд
бурлеска появляются номера на экзотические темы, в которых они
изображают восточных наложниц и принцесс. В английском языке даже
появляется синоним слову «бурлеск» – «экзотические танцы». Это выражение, кстати, используется до сих пор и означает «стриптиз».
Американцы впервые увидели «экзотические танцы» на Всемирной выставке
в Чикаго в 1893 году. Выставка оказалась неудачной. Организаторы уже
готовились считать убытки, когда вдруг выяснилось, что посетители
стремятся попасть на выставку из-за выступавшей там артистки бурлеска по
имени Литтл Иджипт (Маленькая Египтянка), якобы урожденной армянки
Фахреды Махзар Спирополис.
Она вращала бёдрами и демонстрировала обнажённый пупок, и от
посетителей не было отбоя. И её биография, и аутентичность её восточных
танцев вызывали серьёзные сомнения, однако это не мешало американцам
выстраиваться в очередь за билетами.
В Англии в 19-м веке выходит книга Уильяма Теккерея «Ярмарка
тщеславия», где одной из самых дерзких и эротичных сцен является
описание танца живота в исполнении главной героини, англичанки, прямо на
глазах у почтенной публики.
В 1910-е г.г. самой знаменитой исполнительницей экзотических танцев в Европе была, безусловно, Мата Хари. В 1950-е г.г. знаменитая Бетти Пейдж выступала в образе восточной
царевны, сбрасывая с себя семь шалей, а также снималась в эротических
эпизодах, связанных с восточной тематикой.
Артистки бурлеска, исполнительницы экзотических танцев, имели большой
успех, хотя на самом деле не имели ни малейшего представления о том,
как правильно исполнять настоящий танец живота. Но в 1960-е г.г бурлеск
пришёл в упадок и превратился в обыкновенный стриптиз, такой, каким бы
знаем его сегодня. Артистки утратили интерес к созданию затейливых
эротических образов, в том числе и восточных. Всё стало банально:
минимум одежды и движения, имитирующие половой акт.
Восточными танцами стали заниматься только истинные поклонники этого
жанра. Одновременно с этим шёл активный распад империй, колонии
приобретали независимость. Жители колониальных стран мигрировали на
Запад и получали европейское гражданство. Стало возможным обучаться
настоящему восточному танцу.
Сегодня бурлеск возродился, однако современные артистки уже не
проявляют такого большого интереса к восточному стилю, как раньше. Они
прекрасно понимают, что вряд ли смогут удивить искушённую публику своими
«восточными» номерами. Ведь сегодня восточный танец – это
самостоятельное направление с высокими стандартами качества исполнения.
По сравнению с профессиональными выступлениями бурлеск на восточную тему
может выглядеть очень блёкло. Поэтому большинство артисток, не имея
хорошей подготовки, предпочитают не рисковать.
Сегодня, наоборот, восточный танец использует бурлеск в качестве
источника вдохновения. Особенно часто это происходит в трайбле.
Винтажный шик, стиль пин-ап, эпатаж, роскошь, перья, веера, сюжеты для
номеров – у бурлеска есть что позаимствовать. Уже сейчас можно отметить артисток, которые тонко чувствуют и
восточный танец, и бурлеск.
Они так искусно создают образы, так хорошо
подбирают музыку, так органично сочетают великолепную технику с
кокетством, что, глядя на их шоу, невольно задумываешься, к какому же
всё-таки жанру их отнести?
И начинаешь понимать, что, возможно, прямо на твоих глазах создаётся некий новый, уникальный, талантливый и красивый жанр.
© Ляля Бежецкая
Ноябрь 2010
Источник: http://www.tribalcafe.ru |